На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Потребитель реальности

Большинство из нас живет в занимательной зависимости от вещей. Фактически, вещи для нас являются представителями наших же переживаний. Игрушки – это интересно, развлечения – увлекательно, учения – утомительно, учения в качестве игрушек – опять увлекательно, а деньги, так вообще, — «счастье». Хоть и говорят, что счастье не в деньгах, но искренне в это почти никто не верит. На деньги можно купить вещи. А вещи – это такие «магические» ключи к нашим переживаниям. Есть вещь, значит, есть и переживание по поводу ее обладания. Наличие определенных вещей создает определенную «конфигурацию» текущего состояния. Поэтому у нас у людей изо дня в день просыпается инстинкт «хаповства». Нам порой кажется, что, чем больше нахапаешь, тем проще намешать по своему вкусу из этого нахапанного свой уникальный «коктейль» счастья. Но даже, когда удается, наконец, отхапать чего-нибудь «существенного», мы в итоге фрустрируемся, переживаем облом, какую-то тупую невозможность пережить прогнозируемое долгожданное счастье. Почему-то даже при наличии «необходимых» вещей, все равно всегда чего-то не хватает. О том, почему так происходит, и что с этим можно поделать, я и хотел порассуждать в этой статье. Хотя, изначально планировалась очередная статья про очередное строение человеческой психики. Но видимо все-таки в строении этом вышеупомянутый «инстинкт» обладания играет не последнюю роль.

Уникальные галлюцинации

Все мы хоть и похожи, как несколько миллиардов капель воды, но чем-то отличаемся. Одному человеку нравится рок, другому — классика, третий любит тишину и т.д. Все мы такие разные и уникальные, потому что появились на свет и выросли в различных условиях «в силу обстоятельств». Разнообразие это как бы доказывает, что каждый отдельный человек – не штампованная матрешка, и реагирует на жизнь своим уникальным образом. А уникальность этого «реагирования» зависит от психических данных каждого отдельного существа. Здесь под реагированием я не имею в виду размахивание руками, почесывания, подергивания, крики и перемещение тела в пространстве. Речь о психических реакциях. Само «реагирование» человеком на жизнь — является психическим процессом.

Из наших психических реакций рождается наше восприятие нашей жизни. В этом смысле, или же в этом спектре сама жизнь – это восприятие. Восприятие воспринимает само себя. События, движения, сценарии, программы, чувства – все это восприятие жизни. Здесь я намеренно акцентируюсь на восприятии, чтобы подчеркнуть, что жизнь для человека напрямую зависит от того, как  этот человек свою жизнь воспринимает. Жизнь человека является такой, какой он ее воспринимает.

Я не планировал в этой статье в сотый раз акцентироваться на проекциях восприятия. Но тему эту я считаю достойной постоянного напоминания. Здесь я о проекциях очередной раз напомню и приплету к повествованию как пазл общей картины. Кстати, наверное, почти каждый в разные периоды жизни замечал, как удачно стыкуются отрывки «адекватного» понимания реальности друг с другом, порождая новые оттенки познаваемого.

Проекции подобны слайдам, которые проецируются светом проектора на чистый белый экран. Проекции – нереальны. Реален — экран. Проектор – это психика человека, чистый экран – это жизнь. Проекции – это содержание психики, сквозь которое мы смотрим на мир.

Содержание психики проецируется на мир таким образом, что мы уже толком не видим сам мир, а видим лишь свои проекции о мире. Таким образом, мы всю свою жизнь реагируем на самих себя, при этом по неведению полагая, что реагируем на других людей, на внешние обстоятельства, события и т.п. Наши субъективные нереальные проекции воспринимаются как истинная реальность. При этом мы не замечаем экран жизни и проектор психики. Цветные картинки на экране полностью поглощают внимание обывателя.

Здесь очень легко запутать себя определениями и впасть в пустую философскую рефлексию. Для понимания темы достаточно уловить простую мысль. Мы реагируем на жизнь субъективно, в соответствии с содержимым нашего индивидуального «проектора». Фактически мы реагируем не на жизнь, а на содержание собственной психики. Жизнь высвобождает, разворачивает содержимое психики как потенциал развития индивида.

От разнообразия проекций зависит разнообразие «реакций», которые проявляют разные люди, глядя на один и тот же объект. В каком-то смысле психика каждого отдельного человека – это одна большая проекция на чистом экране существования. Человек проецирует самого себя на реальность, благодаря чему реальность обусловливается и становится «какой-то», обретает характеристики, качества и т.п.

Реальность является именно такой, какой является психика, которая себя на реальность проецирует. Так, глядя на одни и те же часы, разные люди могут увидеть: сложный механизм, предмет роскоши, дешевую подделку, напоминание о быстротечности бытия, игрушку или просто предмет, отмеряющий срок своей службы. Вариаций столько, сколько наблюдателей. Глядя на один и тот же предмет, каждый в нем видит себя.

Если человек верит, что для счастья ему нужен особняк на берегу моря, это значит, что в его индивидуальной психике проекция счастья гладко ложится на концепцию особняка у моря.

Гурмэ Уроборос

Карма, биохимические реакции нервных тканей, течение энергии – все это субъективные проекции, индивидуальные способы обозвать безусловную реальность понятным термином и успокоившись на этом, поскакать дальше.

Некоторые термины кажутся нам понятными и привычными. Но как редко мы пробуем понять, что стоит за этим привычным. Вся человеческая жизнь – одна большая спонтанная привычка. Что может породить эта привычка длиною в несколько десятков лет? Как «внутри» привычки может зародиться нечто спонтанное? Как в этом мире непрерывных следствий может случиться просветление?

Да, здесь я спонтанность противопоставляю привычке. Это вообще – попсовая, привычная тема,- механичность противопоставлять осознанности, а привычки – спонтанности. И чтобы не заскучать за привычной темой, иногда полезно позволить себе хотя бы немного побыть осознанным и спонтанным.

Вся наша жизнь — словно заведенная игрушка, которая продолжает работать, потому что набрала ход, и теперь по инерции катится в бесконечное будущее. Это – просто случается. И неважно, как это называть. Это —  биохимические реакции. Это – карма. Это – движение энергии. Это — просто поток жизни, которая происходит с нами. Иногда поток движется чуть медленней, иногда он – безумно быстрый.

Препятствия в спонтанном протекании «энергии», проецируясь на жизнь, ощущаются как препятствия на уровне событий, словно кто-то или что-то мешает вам пойти, что-то сказать, или что-то сделать. Как только энергия пробивается и начинает течь свободней, Вы ощущаете облегчение, словно все на том же уровне событий в жизни с вас убрали какой-то груз, дали доступ, что-то позволили. Так наши проекции уклончиво «объясняют» нашей личности, что происходит с ней на тонком психическом уровне. Энергия стопорится, и личности мерещатся проблемы. Энергия движется свободно, и личность предвкушает успех.

Личность думает, что ее переживания – это ее владения деньгами и отношениями. Личность думает. А мысли ее в своей сути – и есть форма текущих переживаний. Иными словами, деньги и отношения – это все те же галлюцинации личности, проекции, которые ловко отвлекают внимание от своей природы на многообразие ложных образов, чтобы оставаться неразоблаченными.

Человек получает зарплату, и настроение у него поднимается, затем он теряет деньги и «падает духом». Обретение и потеря – переживания. Обретение – это вскрытие внутреннего ресурса. Потеря – его истощение.

Конечно, иногда человек способен ощутить, что дело вовсе не в событиях, а просто он сам вдруг стал более уверенным в себе, или же наоборот — веру в себя потерял, он сам кусает себя за собственный хвост, подобно мифическому змею Уроборосу. Но чаще всего события материального мира воспринимаются как «истинная» причина переживаний. Некоторые люди своих переживаний даже толком не ощущают, а полагают, что переживания – это такие «события». Сидеть в одиночестве – это скучное событие. Гулять с друзьями – «прикольно». Слушать музон – кайфово и т.п. А то, что музыка является просто набором звуков, человек редко задумывается. Кайфовыми, гармоничными, или неприятными эти звуки делает индивидуальное восприятие, проецируя на музыку то, что рвется «изнутри» в настоящий момент жизни. Поэтому даже один и тот же человек в разное время воспринимает одно и то же явление по-разному. Вчера нравилось, сегодня «нет настроения», завтра опять нравится.

Мы чувствуем не то, что видим, а то, что в нас есть. Но по ошибке мы полагаем, что чувствуем то, что видим. Мы наслаждаемся изысканными оттенками ароматов собственной «плоти», проецируя их на экран существования. Глядя на любимого, влюбленный переживает не любимого, а потенциал своей влюбчивости. В этой жизни, нам просто удобно приписывать свои переживания внешним объектам, потому что принять в себе эти переживания мы пока не способны. Глядя на внешний мир и других людей, мы переживаем не внешний мир и других людей, а потенциал своих переживаний. И здесь мы плавно подходим к теме, которой я и планировал посвятить эту статью.

Коктейль счастья

В предельно упрощенном виде человек напоминает собою многослойный коктейль, залитый до поверхности слоями различной информации. На поверхности этого варева наш информационный напиток вкушает наблюдающий субъект. По идее, при равномерном распитии коктейля, субъект потребляет его слой за слоем, распивая свою карму, начиная с «поверхности», продолжая двигаться вглубь. Но так происходит не всегда. В какой-то момент наш вкушающий субъект достает трубочку, втыкает ее в центр стаканчика и начинает потреблять один из глубинных слоев переживаний. В качестве трубочки субъект использует особняк у моря, благодаря которому он выдаивает из себя один из слоев мимолетного «счастья». В лучшем случае, спустя год с начала этого «пьянства», слой исчерпывается. Субъект елозит трубочкой, бегает по своему дорогому особняку, и не находит себе места. Слой исчерпан. Дальше этой трубочкой он может потреблять только «отходняк», слой, который следует за мимолетным счастьем.

Можно устроить гонку, выжимая из себя крупицы блаженства всеми возможными способами. Но это и есть наркомания в чистом виде. Все мы в этой жизни подсажены на «иглу» удачных, хороших, веселых и увлекательных событий. «Особенные» события выуживают из нас особенные впечатления. А мораль такова, что, сколько бы «вещей» мы ни приобретали, маневрируя между слоями кайфа, расхлебывать в итоге придется всю кашу целиком, какая есть.

Материалистам, в каком-то смысле, живется проще. Они свято верят, что смерть будет окончательным концом бытия, и поэтому сейчас можно выжимать из своего существования все самые сладкие соки жизни, не заботясь о последствиях, которых по вере материалистов просто нет. После нас, — хоть потоп, когда «нас» уже тут не будет.

В каком-то спектре человек представляет собой информационный поток. Новые вещи и события выступают в роли ключей доступа к конкретной информации в этом потоке. Событие направляет внимание, фокусируя его на определенном слое информационного коктейля. В глобальном смысле события и вещи неважны т.к. информация слой за слоем все равно должна быть отработана. Наркоманы, подсаженные на вещи или же вещества, воруют у самих себя свой потенциал. Чем больше «кайфа» из себя высосал, тем сильнее ломка. Пять слоев отработанного блаженства могут оставить за собой один пятикратный слой ломки.

Как быть? Ведь мы все подсажены на хорошие новости. Что тут можно поделать? В какой-то момент, наблюдая за этими явлениями, начинаешь понимать, что выход только один, — относиться к этой жизни спокойно. Максимально спокойное отношение ко всем явлениям постепенно вырабатывает некую отстраненность, с которой крайности страдания и счастья сглаживаются. Это – голос нашей мудрости.

Кто? Где? Когда?

Человек иногда напоминает зверя, попавшего в капкан. Чем больше зверь дергается, тем сильней рвет свою плоть, и тем отчаянней продолжает содрогаться. Что бы ни происходило, почти всегда для наиболее эффективного взаимодействия с происходящим, необходимо просто расслабиться, успокоиться и осмотреться.

Что вокруг? Кто я? Где я? Наполняясь данными о своем текущем положении в реальности, начинаешь интуитивно чуять, кто ты есть и куда все «это» движется. Начинаешь чуять, что переть против бесконечной волны жизни – себе дороже. Сметет подчистую. Но следуя в одном направлении с течением существования, начинаешь с ним постепенно сливаться, обретая силу, которую дарует воля самой жизни.

«Я» этой волей не обладает. Ей вообще обладать невозможно. Это просто происходит. Я может лишь осторожно наблюдать за происходящим, отдавая себя этой воле, или по инерции, по привычке продолжать дергаться в разные стороны в пустых усилиях самоутвердиться. Само «я» — следствие выбивания отдельных течений из общего потока жизни. Индивидуальность появляется там, где жизнь начинает сопротивляться самой себе. Цепляние человека за свои переживания, усиливает его индивидуальность и вместе с этим усиливает крайности всех его переживаний. Спокойное отношение к себе и к сценариям своей жизни включает отрешенность, и помогает растождествиться с иллюзией индивидуальной воли. Поток жизни всегда пребывает в самопроизвольном движении. Индивидуальная воля существует как проекция на чистом экране спонтанного бытия.

Истинного страдания в этой жизни не существует. Есть только неприятие потока бытия. Умом жизнь не принять. Страх – это неприятие высокочастотной информации света экрана жизни, от которой личность защищается проектором проекций.

В начале духовного пути некоторым искателям кажется, что духовный путь – это блаженство, сила, утонченные сферы, искры, радуги и пр. Так может выглядеть поверхностный слой психического коктейля, который искателю в текущей момент жизни для упоенного распития проще всего проецировать на какое-нибудь духовное учение. Когда этот слой исчерпывается, путь начинает казаться таким, каким является следующий слой «кармы». Если слово карма нравится, или не нравится – это проекция одного из текущих слоев Вашего психического коктейля.

«Потребитель» реальности

«Вкушающий» субъект по своей природе является чистым наблюдением. Когда человек жует еду, субъект в информационном потоке своего восприятия наблюдает человека, жующего еду. В ходе такого наблюдения внутри информационного потока возникают крайности, выбивающиеся из общего течения. Благодаря этим крайностям вкушающий субъект как бы теряет себя из виду, и полностью приковывается к наблюдаемым явлениям.

Одним из важнейших параметров наблюдения информационного потока является интенсивность. Этот параметр стоит «поверх» всего.

Например, отдельные объекты внутри информационного потока обладают разными свойствами. Еда может быть свежей, телефон – звонящим, монитор — включенным и т.д. В информационном потоке возникает неисчислимое количество явлений с мириадами свойств. Все эти явления – привычные для нас события жизни. Интенсивность восприятия же является свойством самого информационного потока как такового.

Интенсивность восприятия – это степень детализации, которую мы способны различать в каждом отдельном явлении. Например, человек, пережевывающий еду, на грубом уровне пичкает свои вкусовые рецепторы соответственно грубой пищей, заправленной всякими острыми соусами и пикантными приправами, запивая все это пивком, и одновременно поглядывая сериал по «ящику». Такому человеку просто не хватает впечатлений, т.к. интенсивность восприятия у него развита слабо, и для утоления желаний он используют поверхностные «топорные» методы. Таким людям в чистой нирване не хватает пивного ларька, или какого-нибудь магазинчика, отоварившись в котором каждый может посоревноваться с другими потребителями бытия степенью развития своей способности обладать вещами и отношениями.

С повышением ясности восприятия, увеличивается и его интенсивность. В еде человек начинает различать отдельные оттенки, которые уже не хочется глушить дополнительными острыми впечатлениями. Утончая восприятие, потребитель жизни переходит от сырого мяса к тонким вкусам и ароматам, начинает ощущать тончайшие детали, погружаясь в каждое явление своим медитативным сознанием все глубже, углядывая в мгновении его составные части, или даже мельчайшие частицы.

Созерцательные люди неторопливы, т.к. в каждый новый миг получают достаточно впечатлений, чтобы не спешить, громыхая копытами в посудной лавке жизни, с целью урвать все самые красочные поверхностные образы.

Человек, пребывая внутри информационного потока, может наблюдать за степенью интенсивности своего восприятия. И благодаря такому наблюдению, внимание этого человека отцепляется от отдельных внутренних объектов потока, и даже может выйти за его пределы, воспринимая поток как отдельное частное «явление».

Интенсивность восприятия связана не столько с восприятием, сколько именно с потоком информации, которую восприятие воспринимает. Иными словами, интенсивность восприятия – это свойство не восприятия в его чистом виде, а свойство воспринимаемой жизни. Так происходит потому, что даже сама психика как проектор проекций является лишь очередной проекцией на чистом экране бытия.

Чистое восприятие экрана бытия это – бесконечная неизмеримая интенсивность. Проектор проекций блокирует эту бесконечную интенсивность, пропуская через себя ограниченную порцию ее света, оживляя этим светом происходящую с нами жизнь. От интенсивности пропускаемого проектором света и зависит количество получаемых впечатлений. На духовном пути мы учимся открываться свету бытия здесь и сейчас, впуская в себя эту истину все глубже и глубже. Чем интенсивней свет «истины», тем сильней переживания, тем ярче и живей проекции. Но на деле у этих проекцией никогда не было своей жизни. Их жизнь – это свет экрана жизни, свет высшего «Я».

Информационный коктейль проекций отрабатывается интенсивностью проживания. Практика осознанности важна именно потому, что повышает уровень интенсивности восприятия. Человек может творить глупости до тех пор, пока со всей возможной глубиной не осознает, что творит, пока не будет сполна пресыщен происходящем. Пресыщение напрямую зависит от степени интенсивности восприятия. Даже если у человека много «кармы», она расхлебывается в разы быстрее, когда уровень ясности на высоте. Если ясности не хватает, жизнь устраивает различные «катаклизмы», чтобы эту ясность у человека пробудить. Ясность можно повышать напрямую, при помощи созерцательных техник, или косвенно, переходя с потребления грубых аспектов реальности к более тонким.

Это — серьезно

Чаще всего события вообще не имеют никакого значения. Но человек свято верит, что все дело в них. Как только начинается распитие болезненных слоев психического коктейля, так сразу все в жизни омрачается. Все вокруг — эгоистичные идиоты, работа скучная, кругом — одни хлопоты и ничего хорошего не происходит. Затем после отката приходит подъем, и человеку уже кажется, что все не так уж и плохо, а где-то так и вообще замечательно! Жизнь снова наполняется светом смысла. Теперь человек опьянен новым слоем иллюзий, в котором жизнь мерещится в радужных оттенках. Одно и то же событие может восприниматься как дурное во время отката и как позитивное во время подъема.

Фактически все события нашей жизни – это события нашей психики. Сама жизнь отдельного человека – это его психические процессы. Содержание сценариев жизни всегда окрашивается доступной в текущий момент психической информацией. Кому-то ближе слово «карма», кому-то «энергетика». Неважно, как назвать. Главное — уловить суть.

Наблюдая за своим «я», вы можете увидеть, как зарождаются иллюзии. Все ваши переживания – это психическая информация, а не «внешняя» реальность. Ощущение серьезности придает происходящей жизни реализма. При этом сама серьезность воспринимается как нечто законченное и понятное, словно и говорить тут больше не о чем. А между тем, серьезность разоблачается наравне со всеми причудами нашего восприятия.

Мы боимся быть несерьезными и ненормальными, потому что вся эта сверхнормальная серьезность на деле является основной опорой нашего маленького мирского эго. Это – не государство у нас такое серьезное, не социум и не наша работа. Это – проекции главных опор нашего маленького «я». Наше «я» не просто использует эти переживания, наше «я» — и есть сами эти переживания! Серьезность и нормальность – это энергетика фундаментальных слоев эго.

Поверить в серьезность нормальной реальности, означает укрепиться на опорах ограниченного эго. Кажется именно там, в чиновничьем аппарате госструктур зиждется самая сердцевина «сансарной» иллюзии. Кажется, некоторые чиновники всерьез не понимают, что являются людьми, и рассматривают себя как некий социальный промышленно-политический конгломерат с различными культурными наслоениями. Кажется, некоторые люди всерьез не понимают, что воспринимают безусловную жизнь своей субъективной психикой.

В каком-то смысле каждый человек – энергоинформационная субстанция, которая является чем угодно. Но ни одно из этих явлений не является чем-то законченно истинным.

Чем является государственная политика на фоне безусловной реальности? У меня нет намерения разрушать эти страшные иллюзии в этой статье. Но стоит хотя бы приблизительно понимать, с чем Вы имеете дело в этой реальности, кто Вы есть, и куда все «это» движется. Это – вовсе не вызов серьезным «структурам» нашего маленького эго. Это – попытка увидеть их не отождествляясь с ними. Именно на этих серьезных опорах держится нормальность отдельного человека. Именно на этой серьезной нормальности держатся все наши главные иллюзии об этой жизни.

Ведь это – все тот же психический коктейль. Просто на его дне застыл осадок густой серьезности. Где-то в этом коктейле плавает «само собой разумеющееся», то самое, которое мы всегда принимаем за чистую монету, чем бы оно ни было. Это – и есть наша бетонная «нормальность», которую мы проецируем на безусловную жизнь, называя ее политической, официальной, в рабочем порядке и т.п.

Возможно, иному человеку для просветления таки необходимо проработать лет десять каким-нибудь серьезным чиновником, обрести твердокаменную репутацию сухого винтика системы, а затем, в какой-нибудь прекрасный солнечный день заявиться на работу без штанов, но в галстуке, и поприветствовать всех ответственных сослуживцев, разинувших рты от безумия, проникшего трещинкой в механизм их системы.

Да, крушение эго граничит с полным безумием, но безумие не является обязательным условием «освобождения». Контроль удерживает нас в нормальности, но не является единственным «средством» сохранения разумности. Достаточно сохранять ясность и память о том мире, в котором живут другие люди.

Для некоторых несерьезных людей в работе, прежде всего, важна атмосфера. Эго порой пресыщается в доску своими же бетонными нормативами, благодаря которым любые развлечения становятся серьезными и пугающими играми для взрослых.

Созерцая свое «я», вы можете опытным путем увидеть, где и как зарождается серьезность жизни. Это – образ управляющего в нашем уме, образ той части психики, которой мерещится, что она делает выбор и контролирует жизнь. Наблюдать за этими пластами психики – самое серьезное занятие. Только что ты был поглощен непрерывными выборами, и вдруг выбрал взглянуть на выбирающего, на источник всех своих сомнений и напряжений. Это – самый страшный теракт, направленный против истинного лжеправителя, который доселе прикрывался строгостью родителей, учителями в школе, новостной лентой в «ящике», начальством на работе, строгостью законов, правительством, кем угодно только бы не быть пойманным и разоблаченным ясным взором созерцательного взгляда.

Автор: Игорь Саторин

Источник: http://progressman.ru/2012/01/user/

(При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.)

Картина дня

наверх