На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

О самовнушении (окончание)

(окончание, начало здесь)

Применение самовнушения

Я указал уже на то, что мы можем овладеть и научиться управлять воображением, всё равно как направить в спокойное русло бурный поток или укротить дикого коня. Для этого необходимо, во-первых, убедиться, что это возможно (на самом деле это почти никому не известно), а во-вторых — узнать способ, как осуществить это в действительности. Способ этот чрезвычайно простой.

Сами того не желая и не замечая, совершенно бессознательно мы применяем его изо дня в день с самого нашего рождения. К сожалению, однако, мы часто применяем его неправильно и притом во вред самим же себе. Этот способ — не что иное, как самовнушение.

Вместо того чтобы воспринимать по обыкновению бессознательные самовнушения, необходимо применять самовнушения сознательные. Это производится следующим образом. Сперва следует тщательно обдумать объект предполагаемого самовнушения и лишь затем, в зависимости от тех или иных доводов разума, повторить несколько раз, не думая ни о чём постороннем: «Это сбудется» или, наоборот, «это пройдёт» — «так будет» или «не будет» и т.п. Если наше бессознательное «я» воспримет это внушение, то есть превратит его в самовнушение, то внушённое представление осуществится с буквальной точностью.

В таком понимании самовнушение совпадает с тем, что я понимаю под гипнотизмом, который я определяю наипростейшим образом как влияние воображения на душевное и физическое естество человека.

Влияние это бесспорно. Чтобы не возвращаться к предыдущим примерам, я приведу несколько других.

Если вы убедите себя в том, что вы можете сделать что-либо, само по себе возможное, — то вы это сделаете, как бы вам это ни было трудно. Если же, наоборот, вы вообразите, что не можете сделать какой-нибудь самой простой вещи, то вы действительно окажетесь не в состоянии её осуществить и самый ничтожный бугорок покажется вам непреодолимой горной вершиной.

Это явление мы наблюдаем у неврастеников: считая себя не способными ни на малейшее усилие, они действительно очень часто не могут пройти и десяти шагов, не испытав при этом ощущения невыносимой усталости. Такие неврастеники при попытке выйти из владеющего ими тяжёлого и подавленного состояния погружаются в него всё больше и больше — всё равно как утопающие, которые, стараясь спасти свою жизнь и выплыть на поверхность воды, при каждом таком своём усилии опускаются всё глубже и глубже на дно.

Совершенно так же обстоит дело и с любым болевым ощущением: человеку достаточно представить себе, что испытываемая им боль проходит, как он действительно чувствует, что она мало-помалу исчезает; и наоборот, достаточно одного лишь представления о боли, для того чтобы на самом деле её ощутить.

Я знаю людей, которые заранее предсказывают, что в такой-то день, при таких-то условиях у них заболит голова. И действительно, в назначенный день, при указанных условиях у них делается мигрень. Они сами вызвали у себя эту боль, в то время как другие обладают способностью — при помощи сознательного самовнушения — устранять любые болевые ощущения.

Я превосходно сознаю, что можно легко прослыть сумасшедшим, когда высказываешь мысли, противоречащие твёрдо установившимся взглядам. Но всё равно, рискуя даже таким приговором, я тем не менее утверждаю: очень многие люди больны физически или душевно только потому, что они воображают свою болезнь — безразлично, телесную или психическую. Многие совершенно не могут ходить, между тем как у них нет ни малейшего органического повреждения: их неспособность ходить объясняется исключительно тем, что они воображают, будто у них паралич. Как раз такие больные наиболее быстро достигают поразительных успехов и полного исцеления.

Есть много людей, которые счастливы или несчастны только потому, что они представляют себе самих себя счастливыми или несчастными: из двух людей, находящихся в совершенно равных условиях, один может чувствовать себя безмерно счастливым, другой же — безнадёжно несчастным.

Неврастения, заикание, различные фобии, клептомания, некоторые виды параличей и прочее — суть не что иное, как результаты воздействия бессознательного «я» на наше телесное и душевное бытие.

Но если бессознательное «я» служит источником многих наших страданий, то оно же, с другой стороны, может способствовать также и нашему исцелению от физических и душевных недугов. При этом оно способно не только устранять им же самим порождённое зло, но и исцелять действительные, реальные заболевания — настолько велико его могущество над нашим организмом.

Попробуйте уединиться у себя в комнате, усядьтесь поудобнее в кресле, закройте глаза, чтобы не отвлекаться ничем посторонним, и думайте несколько секунд только об одном: «то-то и то-то проходит» или «то-то и то-то сейчас наступит».

Если действительно в результате этого получится самовнушение — иными словами, если ваше бессознательное «я» усвоит мысль, которую вы в него старались внедрить, — то вы тотчас же, к удивлению своему, убедитесь, что мысль эта в самом деле превратилась в действительность. (Существенной особенностью мыслей, воспринимаемых путём самовнушения, является то, что они живут в нас для нас самих незаметно и что мы узнаём об их существовании только на основании тех внешних проявлений, которые они вызывают.) При этом необходимо, однако, соблюдать чрезвычайно важное и существенное правило: применение самовнушения должно совершаться без всякого участия воли. Ибо если воля находится в конфликте с воображением, если вы будете думать: «Я хочу, чтобы то-то и то-то наступило», между тем как ваше воображение говорит: «Сколько бы ты этого ни хотел, этого всё-таки не будет», — то в результате вы не только не достигнете желаемого, но получите совершенно обратный эффект. Правило это имеет решающее значение и объясняет нам, почему лечение душевных заболеваний достигает столь ничтожных результатов, когда усилия его устремляются, главным образом, на перевоспитание воли. Последнее необходимо заменить воспитанием, развитием воображения; именно благодаря этой особенности мой метод достигает успешных результатов также и в тех случаях, в которых терпят крушение другие, очень распространённые способы лечения.

Многочисленные наблюдения, которые я производил ежедневно в течение двадцати лет и которые старался изучать всегда самым тщательным образом, привели меня к нижеследующим выводам, выражаемым мною в форме законов:

  • В конфликте между волей и воображением во всех без исключения случаях побеждает последнее.
  • В конфликте между волей и воображением сила воображения прямо пропорциональна квадрату силы воли.
  • Если между волей и воображением разногласия не существует и они устремлены в одном направлении, то равнодействующая сила представляет собою не сумму, а произведение обеих энергий.
  • Воображение доступно воздействию и управлению.

(Выражения «прямо пропорционально квадрату силы воли» и «произведение обеих энергий» не следует понимать буквально. Они должны лишь более наглядно иллюстрировать высказанную мысль.)

Из моих слов можно было бы вывести заключение, что ни один человек не должен быть болен. В сущности, оно так и есть. Почти все без исключения болезни могут быть устраняемы при помощи самовнушения. Это моё утверждение звучит, правда, очень смело и мало правдоподобно.

Но я ведь и не говорю, что все болезни всегда устраняются; я только утверждаю, что они могут быть устраняемы. В этом, конечно, большое и существенное различие.

Для того чтобы, однако, люди могли применять сознательные самовнушения, им нужно показать, как это делать, — всё равно как учат детей читать и писать, как обучают музыке и т.п.

Как я говорил уже выше, самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Мы играем им в течение всей нашей жизни, совсем как ребёнок игрушкой. Между тем орудие это опасное: при неосторожном, бессознательном пользовании оно может серьёзно поранить и даже убить человека. И наоборот, при сознательном применении оно становится спасительным средством. Про него можно сказать то же самое, что сказал Эзоп про нашу способность речи: «Это самая хорошая и в то же самое время самая плохая вещь в мире».

В дальнейшем я постараюсь показать, каким образом каждый человек может сам на себе испытать благодетельное действие сознательно применяемого самовнушения.

Говоря «каждый человек», я, в сущности, немного преувеличиваю, ибо есть две категории людей, у которых сознательное самовнушение достигается с большим трудом:

  • умственно отсталые, не способные понять того, что им говорят;
  • люди, которые понять не желают.

Как научиться применению сознательного самовнушения

Основные принципы метода могут быть выражены в нижеследующих немногих словах:

В каждое данное мгновение можно думать только об одной вещи — иными словами, две мысли могут проникнуть в наш разум только последовательно, одна за другой, но ни в коем случае не одновременно.

Каждая мысль, овладевающая целиком нашим сознанием, становится для нас истиной и стремится превратиться в действительность.

Как практически применять сознательное самовнушение

Каждое утро, проснувшись, и каждый вечер, перед тем как уснуть, следует закрыть глаза и, не стараясь сосредотачивать внимания на том, что говоришь, произнести двадцать раз, отсчитывая на бечёвке с двадцатью узелками, — и притом достаточно громко, чтобы слышать собственные слова, — следующую фразу: «Мне с каждым днём становится во всех отношениях всё лучше и лучше». Так как слова во всех отношениях относятся решительно ко всему, то бесполезно применять кроме того ещё и специальные самовнушения.

Это самовнушение нужно делать наивозможно более просто, непосредственно, машинально, а потому и без малейшего напряжения.

Таким путём формула — через посредство органа слуха — проникает механически в наше бессознательное «я» и, попав туда, тотчас же оказывает соответствующее действие.

Метод этот необходимо применять в течение всей жизни: он носит настолько же предупредительный, насколько и целебный характер.

Если в течение дня или ночи вы испытаете телесное или душевное недомогание, то вы прежде всего должны усвоить себе твёрдую уверенность в том, что вы не будете сознательно его ещё больше усиливать, а наоборот, заставите его поскорее пройти. Вслед за этим постарайтесь остаться в совершенном одиночестве, закройте глаза и, поглаживая рукою по лбу, если речь идёт о душевном страдании, или же по больному месту, если у вас недомогание физическое, повторяйте вслух с наивозможно большей быстротой: «Проходит, проходит, проходит!» — до тех пор, пока вам не станет лучше. При некотором навыке физическая или душевная боль исчезает по прошествии 20-25 секунд. При надобности приём этот может быть повторён несколько раз.

(Применение самовнушения не может служить заменой медицинского лечения, но является ценнейшим подспорьем как для больного, так и для врача.)

Из всего мною сказанного нетрудно понять, какую роль играет при применении этого метода лицо, производящее внушение. Он — вовсе не строгий господин, который только приказывает, он — друг и верный спутник, ведущий больного шаг за шагом по пути выздоровления. Так как все внушения делаются в интересах больного, то бессознательное «я» последнего должно только воспринимать их и превращать в самовнушения. Когда это сделано, выздоровление наступает более или менее быстро.

Преимущество метода

Описанный метод даёт действительно чудесные результаты. Удивительного в этом ничего нет. В самом деле, если следовать всем моим указаниям, то никогда нельзя натолкнуться на неудачу — разве только если вы имеете дело с теми двумя категориями, о которых я уже говорил и которые, по счастью, составляют всего лишь около трёх процентов всех людей.

Если же, напротив того, стараться с первого раза усыпить пациента, не дав ему никаких разъяснений и не проделав предварительно подготовительных опытов, совершенно необходимых для облегчения воспринятия внушения и превращения его в самовнушение, то успешные результаты достигаются и могут быть достигнуты лишь у чрезвычайно восприимчивых лиц, которых сравнительно очень мало.

Посредством длительного упражнения каждый человек может достичь успеха этим путём, но лишь очень немногие обходятся при этом без подготовки, которую я всемерно рекомендую и которая к тому же занимает всего несколько минут.

Полагая прежде, что внушение может дать хорошие результаты только во время сна, я старался всегда усыплять своих пациентов. Когда же, однако, я убедился, что это вовсе не является необходимым условием, я перестал это делать, избавив тем самым пациента от страха и волнения, которые он испытывает почти всегда, когда ему говорят, что его усыпят. Благодаря именно этому же страху очень часто попытка усыпления наталкивается на энергичное сопротивление со стороны пациента. Уверив же его в том, что вы вовсе не собираетесь его усыплять, что это совершенно не нужно, вы тем самым сразу завоёвываете его доверие. Он слушает вас без всякого опасения, без всякой затаённой мысли, и очень часто если не в первый раз, то через несколько сеансов поддаётся монотонному звуку вашего голоса и засыпает крепчайшим сном; проснувшись, пациент всегда потом удивляется, как это он вдруг уснул.

Из сказанного, однако, вовсе не следует, что успешные результаты внушения и самовнушения обязательно требуют строгого применения описанного мною метода. Внушение можно производить без всякой подготовки и без всякого ведома о том пациента. Если, например, врач, уже благодаря одному своему званию оказывающий существенное влияние на пациента, заявит ему неожиданно, что ничем помочь ему не может и что болезнь его неизлечима, то он, несомненно, вызовет этим в пациенте самовнушение, могущее повлечь за собою чрезвычайно пагубные последствия. Если же, наоборот, он ему скажет, что хотя болезнь его и серьёзна, но что при хорошем уходе и достаточном терпении он через некоторое время будет здоров, то уже одними этими словами врач может достигнуть иногда — и притом очень часто — поразительно успешных результатов.

Другой пример: если врач, обследовав больного, пишет рецепт и вручает его без всяких пояснений, то предписанное лекарство очень часто не оказывает никакого действия; если же врач подробно разъясняет пациенту, какие лекарства следует принимать в тех или иных случаях и какое действие они вызывают, то успех почти всегда обеспечен.

Если среди моих слушателей есть врачи или коллеги-фармацевты, пусть не считают они меня своим противником, наоборот, я лучший их друг. Но, с одной стороны, я хотел бы, чтобы в программу медицинских факультетов было включено изучение теории и практики внушения, на великое благо как больных, так и самих врачей. С другой стороны, я полагаю совершенно необходимым, чтобы врач предписывал каждому обращающемуся к нему больному одно или несколько лекарств даже в тех случаях, когда сами по себе они вовсе не нужны. Больной, когда идёт к врачу, всегда рассчитывает на то, что ему предпишут лекарство, которое его исцелит. Он не сознаёт, что обычно лишь гигиеной и режимом достигаются успешные результаты. Он на них мало обращает внимания. Ему нужны только лекарства.

Когда врач предписывает только определённый режим без всякого лекарства, то, на мой взгляд, больной всегда недоволен: раз ему не дали никакого рецепта, ему нечего было и приходить — он часто обращается в таких случаях к другому врачу. Мне кажется поэтому, что врач должен всегда что-нибудь предписывать больному, по возможности, однако, не одно из тех патентованных средств, которые так сильно рекламируются и вся ценность которых определяется зачастую именно только этой рекламой, а лекарство по своему собственному рецепту: больной отнесётся к нему с гораздо большим доверием, чем к широко рекламируемым пилюлям или порошкам, которые без всякого рецепта он может сам приобрести в любой аптеке.

Как действует внушение

Для того чтобы понять значение внушения и самовнушения, достаточно уяснить себе, что бессознательное «я» управляет всеми нашими органами. Как только мы вселим в это наше «я» представление, что неправильно работающий орган должен восстановить свою нормальную деятельность, так мгновенно оно даст этому органу соответствующее приказание, и орган, послушно повинуясь ему, вернётся к норме, — тотчас же или мало-помалу, в зависимости от каждого отдельного случая.

На этом основано простое и понятное объяснение того, каким образом можно при помощи внушения останавливать кровотечения, излечивать запоры, устранять опухоли, исцелять параличи, туберкулёзные язвы, варикозные раны и пр.

В качестве примера я приведу один случай кровотечения, который я наблюдал в кабинете зубного врача Готэ в Труа. Молоденькая девушка, которая с моей помощью излечилась от длившейся восемь лет астмы, сказала мне однажды, что решила дать себе вырвать зуб. Зная, что девушка крайне чувствительна ко всякой боли, я предложил ей проделать операцию совершенно безболезненно. Она, конечно, с радостью согласилась, и мы сговорились отправиться вместе к зубному врачу. У него в кабинете я сел против девушки и начал ей говорить: «Вы ничего не чувствуете, вы ничего не чувствуете, вы ничего не чувствуете и т.д.»; не прерывая этого внушения, я сделал знак врачу. Через мгновение зуб был уже удалён, причём Д. не моргнула и глазом. Однако, как часто бывает при экстракции зуба, у неё сделалось сильное кровотечение. Не прибегая к кровоостанавливающему средству, я сказал зубному врачу, что хочу попробовать сделать внушение, хотя и сам не знал, достигнет ли оно цели. Я попросил Д. пристально смотреть на меня и внушил ей, что через две минуты кровотечение само собой остановится. По прошествии назначенного срока девушка сплюнула ещё немного крови, но этим дело и кончилось. Я заставил её открыть рот, и мы оба, зубной врач и я, констатировали, что в лунке от зуба образовался уже сгусток крови.

Как объяснить такое явление? Объяснение самое простое. Под влиянием представления «кровотечение должно прекратиться» бессознательное «я» послало конечным разветвлениям вен и артерий приказание не выпускать больше крови; кровеносные сосуды послушно сами собой сократились, всё равно как они сократились бы искусственно от действия кровоостанавливающего средства, например адреналина.

Таким же путём объясняется, например, и устранение опухоли. Когда бессознательное «я» воспринимает представление «опухоль должна исчезнуть», то мозг приказывает сократиться кровеносным сосудам, питающим опухоль. Сосуды сокращаются, отказываются работать, прекращают доступ питания к опухоли — опухоль без питания отмирает, сохнет и исчезает.

Несколько случаев излечения

Мой краткий очерк был бы не полон, если бы я не привёл нескольких случаев излечения при помощи внушения. Я передаю, конечно, далеко не все случаи, в которых моя помощь оказалась действительной; это было бы слишком длинно и, может быть, чересчур утомительно. Я ограничиваюсь приведением только наиболее интересных примеров.

М. Д. из Труа страдает в течение восьми лет астмой; большую часть ночи она проводит сидя в постели, борясь с мучительнейшими приступами удушья. Подготовительные опыты обнаруживают большую восприимчивость; мгновенное погружение в сон, вслед за этим внушение. Поразительное улучшение с первого дня. Д. проводит ночь спокойно — всего лишь один приступ астмы, длящийся четверть часа. Спустя короткое время астма исчезает совсем. Рецидива не последовало.

М. М., по профессии чулочник, из Сен-Савин близ Тура. Вследствие повреждения нижней части позвоночника в течение двух лет парализован. Паралич распространяется только на нижние конечности. Из-за почти полного прекращения кровообращения ноги распухли и посинели. Различные способы лечения, не исключая и антисифилитического, не дали никаких результатов. Подготовительные опыты очень успешны. Внушение с моей стороны. В течение недели пациент занимается самовнушением. По прошествии этого времени малозаметные, но всё же отрадные, как первый симптом, движения левой ноги. Повторное внушение. Спустя вторую неделю значительное улучшение. Это улучшение непрерывно затем прогрессировало: вместе с ослаблением параличных явлений стала спадать и опухоль ног. После одиннадцатимесячного лечения 1 ноября 1906 г. пациент самостоятельно сошёл с лестницы и прошёл по улице 800 м. 0 июле 1907 г. он вернулся на фабрику, где и работает до сего времени, не испытывая ни следа каких-либо параличных явлений.

X., почтовый чиновник из Люнневилля, потерял в январе 1910 г. ребёнка. В результате нервного потрясения у него образовалось непроизвольное дрожание конечностей. В июне того же года он пришёл ко мне в сопровождении родственника. После подготовительных опытов — внушение. Через четыре дня пациент явился вновь и сообщил, что дрожание исчезло. Повторное внушение и просьба прийти ещё раз через неделю. Но проходит неделя, другая и третья, наконец месяц—о больном ни слуху ни духу.

Через некоторое время ко мне является его родственник и сообщает о письме, только что полученном от X. Он совершенно здоров; работает снова на телеграфе, который ему пришлось оставить во время болезни, и как раз вчера только без малейшего затруднения он справился с длиннейшей депешей в сто семьдесят слов. С тех пор рецидива не наблюдалось.

И., житель Нанси, в течение ряда лет страдает неврастенией и разного рода фобиями; желудок и кишечник функционируют плохо; бессонница, угнетённое состояние духа, постоянные мысли о самоубийстве; походка как у пьяного; думает только о своей болезни. Все попытки лечения терпят неудачу. Состояние непрерывно ухудшается. Четырёхнедельное пребывание в санатории не приносит ни малейшего облегчения. Ко мне И. обратился в начале октября 1910 г. Подготовительные опыты сравнительно удачны. Я объясняю больному сущность самовнушения и наличие у нас, наряду с сознательной сферой, также и бессознательной. Вслед за этим произвожу внушение. Два, три дня после моих объяснений И. в состоянии некоторой растерянности. Но потом сознание его как будто проясняется: он начинает понимать, что я ему говорил. Я повторяю внушение, и он сам ежедневно делает то же самое. Вначале улучшение проявляется очень медленно, потом всё быстрее и быстрее, и по прошествии полутора месяцев больной совсем выздоравливает. В то время как прежде он считал себя самым несчастным человеком в мире, сейчас он — счастливейший из смертных. Рецидива не только не наблюдается, но его и нельзя ожидать, так как И. твёрдо уверен, что он никогда не может уже больше впасть в прежнее печальное состояние. X, профессор в Бельфоре, не может говорить больше десяти-пятнадцати минут подряд, после чего совершенно теряет голос. Целый ряд врачей, к которым он обращался, не нашли у него никаких болезненных изменений в аппарате речи. По мнению одного из них, болезнь объясняется старческими явлениями в гортани. Это укрепило больного в мысли, что его состояние неизлечимо. Он приезжает в Нанси на вакации. Одна знакомая дама советует ему обратиться ко мне; сперва он не хочет, но потом всё же приходит, хотя и абсолютно не верит в действие внушения. Я тем не менее делаю внушение и прошу его прийти через день. Он является и рассказывает, что накануне без всякого труда вёл в течение нескольких часов беседу. Ещё через два дня он сообщает, что голос не изменял ему больше, хотя ему и пришлось не только много говорить, но даже и петь. Успех лечения оказался чрезвычайно прочным.

В заключение я считаю нужным сказать ещё несколько слов о том, каким образом описанный метод может быть использован родителями для воспитания детей и для устранения замечаемых ими тех или иных недостатков. Надо выждать, пока ребёнок уснёт. Отец или мать входят тихо в детскую, останавливаются на некотором расстоянии от постели и пятнадцать-двадцать раз произносят шёпотом всё, что хотят видеть осуществлённым в ребёнке как в отношении его здоровья и сна, так и в отношении внимания, прилежания, поведения и пр. Вслед за этим нужно так же бесшумно выйти из комнаты, чтобы не разбудить ребёнка.

Этот наипростейший способ даёт превосходные результаты, и нетрудно понять, почему. Во время сна и тело, и сознание ребёнка спят — они как бы выключены. Но бессознательное «я» его бодрствует. Родители говорят непосредственно с ним; а так как оно чрезвычайно послушно, то оно и воспринимает без сопротивления всё, что слышит. И ребёнок постепенно, день ото дня по собственному почину всё больше становится таким, каким его хотели бы видеть родители.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какие выводы можно сделать из всего вышесказанного?

Эти выводы очень просты, они сводятся всего лишь к нескольким словам. Мы обладаем невероятно могущественной силой внутри нас, которая, проявляясь бессознательно, может причинить нам иногда большой вред. Если же, напротив того, мы воспользуемся ею сознательно и разумно, то она даст нам в руки власть над самими собой и не только позволит исцелять себя самих и других от телесных и душевных недугов, но и создаст нам сравнительно счастливую жизнь, безразлично, в каких бы внешних условиях мы ни находились.

Кроме того и особенно важно, чтобы эта сила была использована для духовного возрождения тех, кто по тем или иным причинам сошёл с пути истинного.

(из книги Куэ "Сознательное самовнушение как путь к господству над собой")

PS: Книга Куэ больше ориентирована на лечение больных. Однако, предложенные автором простые методы эффективно работают во всех случаях жизни, когда сам человек для себя применяет самовнушение.

Главное, постепенно привить себе привычку постоянно пользоваться самовнушением для того, чтобы все желания, идущие от души, быстро реализовывались в Вашей жизни.

Я Вам этого от всей души желаю!

Картина дня

наверх